Развитие голоса

Развитие голоса необходимо вам, если: вы поете, но ваш голос звучит слабо, вы не достаете высокие ноты, у вас не звучат низкие ноты, тембр вашего голоса вам не нравится (скрипит, тусклый, надорванный), ваше горло (связки) устает, если вы говорите громко или долго.

Развитие слуха вам необходимо, если: вы поете, но ваши слушатели говорят, что вы неточно повторяете мелодию, ее трудно узнать (точно повторить ритм и слова – это не значит чисто, точно интонировать). В этом случае мы будем работать над налаживанием так называемой координации между слухом и голосом. (см. подробнее в статье Уроки сольфеджио)

Воспользуйтесь ссылками ниже, чтобы получить более подробную информацию о принципах организации уроков вокала в нашей школе:

Основные характеристики голоса певца

На уроках вокала с нашими педагогами вы избавитесь от всех этих проблем в течение нескольких месяцев. При регулярном посещении занятий по вокалу изменяются следующие характеристики вашего голоса:


Диапазон – у среднестатистического человека , никогда не занимавшегося пением, певческий диапазон составляет 1-1,5 октавы . После курса уроков вокала диапазон голоса становится в 2 — 3 раза больше, у вас появляются высокие и низкие ноты в диапазоне

Сила – если до занятий пением ваш голос звучал слабо, и от большой нагрузки быстро уставало горло, то после обучения вокалу ваш голос зазвучит в несколько раз громче, появится полетность звука (что особенно актуально для людей публичных профессий, работающих с большой аудиторией слушателей), связки перестанут уставать

Тембр – после регулярно посещаемых уроков вокала тембр голоса становится более мясистым (объемным), чистым, звонким, обогащается новыми интересными красками

Подвижность голоса

Особенности развития мужского и женского голоса

Повторим еще раз, что для получения максимально возможного результата уроки вокала должны носить регулярный характер. Но при этом нельзя перегружать свой голос чрезмерными нагрузками. Преподаватель вокала подбирает специальные вокальные упражнения в зависимости от особенностей вашего голоса, правильно дозирует их.

Если у вас от природы баритон, то старайтесь не давать сразу большую нагрузку в верхнем регистре. В большинстве случаев, возможно распеть низкий мужской голос (бас, баритон) до высокого (тенор), но делать это нужно очень постепенно, под контролем преподавателя вокала.

Если у вас низкий женский голос (контральто, меццо-сопрано), ваш голос пойдет наверх со временем очень легко. Если же у вас очень высокий (сопрано, колоратурное сопрано), то вниз голос будет спускаться очень нехотя.

Эти особенности развития голоса связаны с физиологией наших связок. Их, как струну, можно вытянуть (натянуть) до определенного уровня – то есть голос будет звучать все выше и выше (представьте себе струну скрипки или гитары, которую затягивают с помощью колка, и звучание при этом становится выше), но сожмутся они только до своего первоначального размера перед деформацией (до растяжения).

Основные градации мужского голоса

БАС – самый низкий мужской голос. С итальянского это слово так и переводится — «низкий». Рабочий диапазон: Фа большой октавы — Фа 1 октавы, переходные ноты: Си(бемоль) малой — До#I первой октавы. Певческий бас принято делить на высокий и низкий, а также на комический, или характерный (бас-буффо). Высокий бас обладает наибольшей силой звучания верхних звуков, у низкого же баса ярче и сочнее звучат нижние звуки. Бас-профундо – имеет в своем диапазоне самые низкие и глубокие звуки, чаще всего используется в хоровом и церковном пении.

БАРИТОН — по высоте средний голос, между низким басом и высоким тенором, В отличие от баса, этот мужской голос более легкий и подвижный, приближающийся к драматическому тенору. Певческий баритон, как и певческий бас, принято делить на два типа: лирический баритон, который приближается к тенору, и драматический, приближающийся к басу.

ТЕНОР — высокий мужской голос. Рабочий диапазон: До малой октавы— До 2 октавы,
переходные ноты — МиI —Фа#I. Различают: лирический тенор — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до малой — си, до второй, бывает и выше, вплоть до фа второй), лирико-драматический тенор — более спинтовый и плотный, объемный голос (диапазон часто опускается в большую октаву — некоторые поют даже ля большой и также поднимается вплоть до ми-фа второй октавы), драматический тенор — объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный (диапазон тоже опускается, в основном вниз — драматические тенора способны петь даже фа большой октавы).

КОНТРТЕНОР — особая разновидность тенора с диапазоном до Ми2. Тембр напоминает женский вокал.

Основные градации женского голоса

СОПРАНО — высокий женский голос. Рабочий диапазон До первой — До третьей октавы (у колоратурного вверх до Фа3), переходные ноты: Ми(Фа)-Фа# второй октавы.
Различают: колоратурное сопрано — самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы — фа третьей октавы.), очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром, его легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и бравурные пассажи; лирическое сопрано — голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне (до первой октавы — до, ре третьей октавы), лирико-драматическое сопрано — более объемный, очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто; драматическое сопрано — сильный, объемный, ярко тембральный голос, что дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.

МЕЦЦО-СОПРАНО — средний по диапазону женский голос. Рабочий диапазон: Ля малой октавы-Си2 второй октавы, переходные ноты: До2-Ми (бемоль)2 при переходе к головному регистру; Ми-Фа-Фа#I при переходе к грудному регистру.
Различают: лирическое меццо-сопрано — светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано (диапазон: ля малой октавы — ля, си второй октавы); центральное меццо-сопрано — крупный, плотный, сильный голос; колоратурное меццо-сопрано — очень редкий голос, наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

КОНТРАЛЬТО (АЛЬТ) – самый низкий женский голос. Рабочий диапазон: Соль малой октавы-Ля 2 октавы, переходные ноты: До2-Ре2 при переходе к головному регистру; Ми(бемоль)I-ФаI при переходе к грудному регистру.

Уроки вокала для детей

Еще одна интересная тема полемики педагогов по вокалу – есть ли смысл в уроках вокала для детей. Все мы прекрасно знаем, что в подростковом возрасте у детей происходит мутация голоса. Особенно заметно она проходит у мальчиков. Поэтому многие учителя пения рекомендуют начинать серьезные занятия вокалом уже после этого периода, то есть в возрасте 15-17 лет.

Однако мы придерживаемся другого мнения. Действительно, в сам период мутации голоса нужно очень бережно к нему относиться, не перегружать, правильно подбирать репертуар и упражнения. Но то, что ребенок приобрел на занятиях вокала раньше, никуда не исчезнет: если он укрепил свои связки, то они и останутся крепкими, если он развил свою дыхательную систему, то она такой и останется, если научился правильно пользоваться певческим дыханием, то и эти умения останутся с ним. И не будем забывать о том, что помимо укрепления здоровья, занятия пением развивают культуру ребенка, его музыкальный кругозор. Тем более, что всем детям нравится петь, они это делают с огромным удовольствием. Поэтому мы на этот вопрос отвечаем однозначно: да, конечно, дети в любом возрасте могут результативно и с удовольствием заниматься вокалом. Начинать заниматься непосредственно вокалом мы рекомендуем детям с 6-7 лет. До этого (с 3,5 до 6 лет) дети занимаются по программе общего музыкального развития (см.статью “Уроки музыки для самых маленьких”), в которую обязательно входит пение и дыхательные упражнения.

Уроки вокала для взрослых

У нас нет возрастных ограничений. Заниматься вокалом полезно в любом возрасте. Если вы никогда раньше не занимались музыкой, то вам сначала надо проверить, насколько у вас развит музыкальный слух и налажена координация между слухом и голосом. Если при этом обнаружатся некоторые проблемы (не можете точно повторить звук, мелодию), значит, вам надо для начала позаниматься сольфеджио. На уроке сольфеджио вы научитесь точно повторять голосом услышанную мелодию или отдельно взятые звуки, то есть у вас наладится координация между слухом и голосом. И тогда вы уже можете смело идти на урок вокала, где вам поставят голос, разовьют вокальный диапазон и подготовят концертный репертуар.

Урок вокала с выездом

Если у вас или у вашего ребенка очень мало свободного времени, наш педагог по вокалу приедет к вам. Стоимость урока вокала при этом не меняется. Вы дополнительно оплачиваете проезд к вам. Для проведения занятий музыкой у вас дома необходимо наличие музыкального инструмента (фортепиано: пианино, рояль, синтезатор, миди клавиатура) и музыкальной системы (музыкального центра или магнитофона).