Музыкальная грамота

Ниже мы представили минимальную информаци о музыкальной грамоте, которую мы изучаем с нашими учениками в процессе проведения уроков музыки. Пожалуйста, воспользуйтесь ссылками ниже, чтобы прочитать интересующий вас раздел: 

Курс-интенсив «Музыкальная грамота за 1 день!» 

Урок сольфеджио и развитие слуха

Урок гармонии и развитие музыкального мышления

Подготовка к поступлению по сольфеджио и гармонии

Абсолютный слух и относительный слух

Музыкальная грамота и музыкальная грамотность 
 

Урок сольфеджио и развитие слуха

Музыкальная грамота или сольфеджио хорошо известный профессиональным музыкантам предмет, но малоизвестный любителям музыки. Именно с основ этого предмета и начинается первый урок музыки. Мы проверяем слух: пробуем отличить высокие звуки от низких, восходящее мелодическое движение от нисходящего, поступенное движение от скачкообразного, повторяем голосом мелодию или звук и т.д. Мы знакомимся с написанием нот, с прочтением нотного текста, с основными частицами музыкального языка. Все это и есть сольфеджио или развитие музыкального слуха – главного инструмента музыканта и любителя музыки. Оно в одинаковой степени необходимо всем инструменталистам, вокалистам, композиторам, всем, кто занимается музыкой.

Итак, урок сольфеджио включает в себя:

— знакомство с музыкальными звуками, с их написанием (ноты), с их расположением на клавиатуре фортепиано;
— развитие слуха, используя специальные упражнения на запоминание и распознавание различных музыкальных структур, таких как: гамма, трезвучие, интервал, аккорд, обращение аккорда и т.д.
— пропевание всего музыкального материала, находящегося в работе – сольфеджирование
— подбор по слуху, написание диктантов
— знакомство с элементарными правилами голосоведения и тяготения.

 

Курс уроков сольфеджио относительно короткий по продолжительности. В зависимости от получаемого вами уровня знаний и интенсивности занятий музыкой он занимает от 3-х месяцев до 2-х лет. Заниматься сольфеджио полезно в любом возрасте и с любым уровнем музыкального образования. Уроки сольфеджио развивают слух у любителей музыки, обостряют слух у профессиональных музыкантов.
Обращаем ваше внимание на то, что если вы будете изучать предмет своей специализации (например, фортепиано или вокал) в отрыве от сольфеджио или вовсе без него, ваши знания будут неполноценными, вы не сможете достичь по-настоящему хороших результатов в занятиях музыкой. Также наш многолетий опыт подсказывает, что если ученик начинает заниматься сольфеджио на несколько лет позже, чем он начал заниматься вокалом или любыми другими музыкальными занятиями, то сталкивается с определенными трудностями в усвоении материала. Поэтому мы призываем вас как можно раньше начать свои занятия сольфеджио.

Урок гармонии и развитие музыкального мышления

Урок гармонии обычно относят к сложным музыкальным дисциплинам, которые изучают профессионально мотивированные музыканты во взрослом возрасте. Например, по программе музыкального училища/колледжа учащиеся знакомятся с гармонией, как с предметом, на втором-третьем курсе, то есть в возрасте 16-17 лет. Изучение гармонии в более раннем возрасте традиционная система обучения считает нецелесообразным.

Однако такое музыкальное обучение можно сравнить с изучением азбуки, но без использования слов и предложений. Азбука — это азы музыкальной грамоты, сольфеджио. Все остальное в музыке, включая и саму музыкальную азбуку, — это гармония. Поэтому мы очень рекомендуем всем любителям музыки и профессионалам особое внимание уделять имено этой музыкальной дисциплине, наравне с основной специализацией. 

Знание гармонии и владение ею дают вам возможность исполнять, подбирать и сочинять любую музыку! Подробно об уроках гармонии различных музыкальных стилей можно прочитать на странице Сочинение музыки.

Подготовка к поступлению по сольфеджио и гармонии
 Если вы собираетесь поступать в музыкальное учебное заведение любого уровня, вам необходимо будет пройти экзамен по сольфеджио. Вас проверят на предмет музыкальной грамотности (умение написать ноты, прочесть музыкальный текст) и музыкального слуха (спеть музыкальные упражнения, фрагменты произведений, угадать что звучит). Мы советуем вам позаботиться об этом заранее: не позже, чем за год до поступления обратиться к нам, в Международную Ассоциацию Музыкального Искусства «Живая Гармония», и начать занятия по сольфеджио, чтобы обеспечить себе хороший стабильный результат.

Абсолютный слух и относительный слух

Абсолютный слух

На уроке сольфеджио мы не ставим перед собой цель развить «абсолютный» музыкальный слух у наших учащихся, так как не во всех музыкальных специальностях он является помощником. Вокалистам лучше не иметь абсолютный слух, ведь если нужно спеть произведение выше или ниже оригинальной тональности, он сослужит плохую службу. Пианистам тоже очень часто приходится транспонировать музыкальное произведение из одной тональности в другую. У некоторых из них, имеющих абсолютный слух, возникают при этом определенные сложности.

Относительный слух

Гораздо важнее иметь очень хороший «относительный» слух – это вам подтвердит любой музыкант. Ведь именно он помогает чисто интонировать (чисто петь), подбирать по слуху, анализировать услышанную музыку и т.п. Но если вы все же хотите развить свой слух до абсолютного, мы вам обязательно поможем в этом.

Музыкальная грамота и музыкальная грамотность

Давайте не забывать о самом главном: музыкальная грамота – это еще и ваш музыкальный кругозор, умение отличить музыку одной эпохи от другой, стиль одного композитора от другого, Также это абсолютное понимание смысла каждого средства музыкальной выразительности в его взаимосвязи со всей остальной музыкальной тканью.
Можно сравнить изучение музыки с изучением иностранного языка. Выражение «свободное владение иностранным языком» означает, что человек, о котором идет речь, знает алфавит, обладает лексическом запасом (знаем много слов), знает правила произношения и построения предложений. Соответственно, он свободно читает на иностранном языке, свободно говорит на нем то, что хочет сказать, выражает свои мысли, эмоции, чувства. При этом большую роль в освоении иностранного языка играет ежедневная практика.

Для музыканта алфавит – это ноты, музыкальные символы, лексический запас музыканта – различные музыкальные интонации, правила построения предложений – это гармония и форма музыкального произведения.

Получается, что человек, не знающий музыкальной грамоты, может в общих чертах понять, что выражает музыка (страсть, печаль, радость). Но, как и без специального изучения иностранного языка вы никогда не сможете свободно говорить на нем и понимать его, так и без специального изучения языка музыки, вы никогда не сможете самостоятельно прочесть музыкальный текст и не сможете его по-настоящему грамотно и выразительно исполнить, тем более создать свою собственную музыкальную композицию и свободно владеть музыкальным инструментом. 
 

 Читайте интересные статьи по урокам музыки и вокала, урокам игры на фортепиано и сочинения музыки.

 

Обратите внимание, что помимо уроков музыки мы можем предложить вам следующие музыкальные занятия:

Урок музыкальной композиции или урок сочинения музыки

Урок сольфеджио или урок музыкальной грамоты

 Урок гармонии