Уроки скрипки

В каком возрасте можно начинать играть на скрипке
Методика обучения игре на скрипке
Развитие обостренного музыкального слуха при игре на скрипке и других струнно-смычковых инструментах
Скрипка или альт? Какой инструмент выбрать для обучения?
Обучение импровизации на скрипке
Уроки скрипки для взрослых
Уроки скрипки для детей
Уроки скрипки с выездом

      Для взрослых людей ограничений по возрасту не существует. У детей – несколько иная ситуация, связанная с физиологией ребенка.
Обучение игре на скрипке детям можно начинать с того возраста, когда у них уже окрепла рука и пальцы, и они в состоянии охватить гриф той скрипки, на которой собираются играть. То есть основные два критерия – это крепкие пальцы (так как придется подушечками пальцев прижимать струну к грифу, что поначалу может вызывать даже некоторые болезненные ощущения, которые, впрочем, скоро уйдут) и хороший объем руки (ширина ладони + длина пальцев), чтобы можно было использовать различные аппликатурные позиции. Для обучения игре на скрипке детей существуют специальные скрипки уменьшенных масштабов:  Размеры скрипок:
    1/16 (для 3-4 леток),
    1/10 (редкий промежуточный размер),
    1/8, 1/4, 1/2, 3/4 (самые употребительные детские размеры)
    7/8 (редкий промежуточный размер),
    4/4 (целая скрипка для среднестатистического взрослого).
Как правило, большинство детей готовы начать обучение игре на скрипке в возрасте 5-6-ти лет. Некоторые родители пытаются начать обучение ребенка игре на скрипке уже в 3-4-х летнем возрасте. Мы вам советуем не спешить. А для того, чтобы подготовить ваше чадо к занятиям по игре на скрипке, мы рекомендуем заранее приобщать ребенка к слушанию музыки, к развитию координации (что является необходимым условием хорошего музыкального развития), к музыкальной грамоте (в том числе нотной грамоте). После уроков общего музыкального развития ваш ребенок будет знать нотную грамоту, будет чисто интонировать (петь), будет иметь базовые навыки игры на фортепиано, которые помогают всем другим инструменталистам (гитаристам, духовикам, скрипачам и т.д.) осваивать сольфеджио и гармонию – предметы, знание которых необходимо для игры на любом инструменте и для пения.Конечно, на уроках музыкального развития детей особое внимание мы уделяем развитию музыкального слуха! Подробнее об уроках музыкального развития для детей читайте здесь.

 

Методика обучения игре на скрипке

          В зависимости от того, в каком возрасте вы решили начать обучение игре на скрипке, а также в зависимости от того, на каком именно инструменте вы хотите научиться играть (скрипка или альт) и, соответственно, какую музыку (академическую музыку, эстрадную, джазовую музыку) – существуют различные подходы к обучению игре на этих инструментах. Главное для скрипача – владеть основным набором технических приемов, из которых и будет складываться виртуозная игра в любом музыкальном направлении. Хороший скрипач должен уметь, как минимум, играть свободно классическую музыку, как максимум – свободно импровизировать в различных музыкальных стилях. На первое место в обучении игре на скрипке выходит освоение «слепой» позиционной игры, второе место занимают различные приемы игры (пиццикато, вибрато, исполнение двойных нот и т.п.). Всему этому вы научитесь на наших уроках игры на скрипке. Изучение сольфеджио и гармонии поможет скрипачу подбирать по слуху любимую музыку и импровизировать. 
          В игре на скрипке академической музыки на первое место выходит игра по нотам и  точное следование тексту, написанному композитором. В игре эстрадного репертуара на скрипке на первое место выходит умение импровизировать и подбирать по слуху. Соответственно, если вы хотите научиться играть классику и только классику, преподаватель скрипки большую часть времени будет уделять правильному прочтению нотного текста. Если же вы хотите играть эстрадно-джазовую музыку, большую часть времени на уроке игры на скрипке мы посвятим изучению гармонии и овладению искусством импровизации.
          Что касается постановки рук и корпуса скрипача – у преподавателей игры на скрипке будут определенные пожелания, базирующиеся на многолетней исполнительской практике. Имейте ввиду, что положение корпуса при игре на скрипке не является естественным для человека (в отличие от положения корпуса при игре на фортепиано, например). Это означает (особенно для растущего организма), что надо особое внимание уделять укреплению мышц, поддерживающих позвоночный столб и шейный отдел позвоночника. Кроме того, вам следует искать удобство в этих постановочных (игровых) позициях, чтобы не было зажимов корпуса и рук, которые помешают виртуозной игре на скрипке.

Развитие обостренного музыкального слуха при игре на скрипке и других струнно-смычковых инструментах

          Существует распространенное мнение о том, что при игре на струнных инструментах (и в частности на скрипке) у музыканта развивается обостренный музыкальный слух. Более того, многие считают, что без острого музыкального слуха «от природы» совершенно бесполезно пробовать играть на скрипке! Давайте начнем с последнего заблуждения. Поверьте нашему многолетнему опыту обучения игре на музыкальных инструментах всех желающих без исключения: музыкальный слух развивается именно в процессе обучения музыке! Если вы хотите научиться играть на любом музыкальном инструменте (и скрипка — не исключение), то вам достаточно для начала, чтобы вы слышали, что говорят вам другие люди. Это значит, что слух у вас уже есть! Дальше — дело техники!
          Что касается того, что именно при игре на скрипке у исполнителя развивается обостренный музыкальный слух, — тут мы тоже поспорим с устоявшимся мнением. Действительно, особенность строения струнно-смычковых инструментов такова, что на грифе нет поперечных планочек, которые помогают точно обозначить положение каждого полутона (проще говоря, каждой ноты) на этом самом грифе. Отсюда и бытует мнение, что только человек с предельно тонким музыкальным слухом может играть на скрипке, так как на большинстве других инструментов обязательно есть разделение по этим самым полутонам, что помогает играть точно тот текст, который был задуман композитором. И в самом деле, такой строй инструмента способствует развитию мелодического музыкального слуха скрипача. Также такой строй дает возможность более тонкого интонирования: диез и бемоль можно сделать еще более напряженным (устремленным) в сторону его тяготения. Это позволяет еще более выразительно передавать музыкальную идею. В этом смысле, у скрипача, действительно, есть возможность тоньше интонировать, в отличие от пианиста или гитариста (кроме безладовых гитар). Но те же пианист и гитарист также способны расслышать разницу в четверть тона и менее, если они профессионально занимаются музыкой. Если же вы думаете, что на таком безладовом грифе сможет играть только суперслухач, то вы ошибаетесь. Не следует забывать, что игра у скрипача «позиционная», то есть многократными повторениями нарабатываются стандартные позиции на грифе, которые индивидуальны для каждой руки и каждой скрипки, но, тем не менее, стандартны относительно друг друга. Кроме того, есть и другие инструменты, на которых также, как и на скрипке нет специальной разметки, которая помогает играть чисто и точно: валторна, безладовая бас-гитара и т.д. Также музыка современных композиторов часто написана с использованием четвертьтоновых интонаций и даже меньших интонаций. Причем исполняют такую музыку и певцы тоже! Наше резюме: при условии профессионального подхода к обучению музыке можно развить музыкальный слух беспредельно тонкий независимо от того, на каком инструменте вы обучаетесь.

Скрипка или альт? Какой инструмент выбрать для обучения?

          Альт- это, грубо говоря, большая скрипка. Строение у скрипки и у альта по сути одинаковое. Разница в размерах и, соответственно, в звучании. Альт звучит ниже, его стандартный диапазон — от до малой октавы до ми третьей октавы. А у скрипки — строй выше, стандартный диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Для ученика это значит, что все расстояния на альте (по сравнению со скрипкой) немного больше, шире. Если у вас или вашего ребенка крупные пальцы (широкие подушечки), то можно попробоваться на альт сразу. Часто бывает так, что ребенок начинает заниматься на скрипке, но когда рука сильно укрупняется, то удобнее становится играть на альте или даже контрабасе. Мы советуем все же ориентироваться на ваши желания при выборе инструмента для обучения, а не на ваши возможности! Тем более, что есть примеры удачного совмещения исполнения и на скрипке, и на альте: Н.Паганини и Д.Ойстрах!

Обучение импровизации на скрипке

          Про обучение импровизации на скрипке мы уже говорили выше. Хороший скрипач, как и любой хороший музыкант, может играть и классику, и эстраду, и джаз. Умение импровизировать строится на знании теории музыки и практических навыках ее применения. Но, не забывайте, что импровизация невозможна без развитого музыкального слуха. То есть нужно уметь распознавать на слух и применять соответственно стилю музыки различные музыкальные структуры. Вот этим мы и занимаемся на уроках джазовой импровизации на скрипке. Рекомендуем вам также пройти курс джазовой импровизации Г.Файна.

Уроки скрипки для взрослых

          Уроки скрипки для взрослых бывают двух типов: урок скрипки по академической (традиционной) методике и урок скрипки по комплексной методике обучения. Уроки скрипки по комплексной методике обучения строятся таким образом, чтобы вы уже на первых уроках смогли сыграть в простом варианте ваши любимые песни и композиции. Благодаря такому освоению материала на основе вашего слухового опыта (и музыкальных предпочтений) мы заставляем усиленным образом работать ваш музыкальный слух (который есть, без сомнения, у каждого человека), что является залогом успеха в обучении игре на скрипке! Длительность урока игры на скрипке или альте составляет 60 минут. Если вы располагаете небольшим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на скрипке могут приехать к вам.

Уроки скрипки для детей

          Уроки скрипки для детей, как мы уже говорили, можно начинать в возрасте 5-6-ти (иногда 4-х) лет. Уроки скрипки для детей бывают двух типов: урок скрипки по академической (традиционной) методике и урок скрипки по комплексной методике. Уроки скрипки по комплексной методике обучения строятся таким образом, чтобы максимально широко развить музыкальные способнисти ребенка, его музыкальный слух. Наряду с освоением нотной грамоты мы начинаем интенсивно подбирать по слуху любимые мелодии. Длительность урока игры на скрипке для дошкольников варьируется от 45 до 60 минут и зависит от утомляемости ребенка. Длительность уроков игры на скрипке для детей школьного возраста составляет 60 минут. Если вы располагаете небольшим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на скрипке могут приехать к вам.

Если вашему ребенку 3-4 года, мы можем порекомендовать вам также посещение групповых занятий по музыкальному развитию, на которых наши педагоги подготовят ребенка к игре на выбранном вами инструменте. Групповое занятие по музыкальному развитию детей длится 60 минут.

Уроки скрипки с выездом

          Если вы не располагаете большим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на скрипке могут приехать к вам. Стоимость урока игры на скрипке в пределах Москвы при этом не меняется. 

Ближайшие концерты уже в декабре и январе!
Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

 

Статьи на тему «Уроки скрипки»